Начало работы с «1С:Бухгалтерией 8»
Ввод начальных сведений
При первом запуске установленной «1С:Бухгалтерии 8» автоматически выполняется первоначальное заполнение информационной базы.
«1С:Бухгалтерия 8» поставляется с уже заполненными планами счетов и другими настройками, подготовленными для ведения бухгалтерского и налогового учета. Тем не менее, эти настройки могут быть изменены пользователем.
Общие сведения об организации вводятся в меню «Предприятие» — «Организации».
Для каждой организации нужно указать краткий и полный варианты названия и другие сведения, предусмотренные формой элемента справочника «Организации» — затем эти сведения будут автоматически вноситься «1С:Бухгалтерией 8» в документы и отчетные формы. Вводятся сведения о расчетных счетах организации, открытых в банках.
До начала регистрации хозяйственных событий вводятся сведения об учетной политике предприятия по бухгалтерскому и налоговому учету (меню "Предприятие" - "Учетная политика" - "Учетная политика организаций").
Аналитический учет настраивается в меню «Предприятие» — «Настройка параметров учета».
Вводятся сведения о подразделениях организаций (меню «Предприятие» — «Подразделения организаций») и складах (меню «Склад» — «Склады (места хранения)»).
Эти сведения будут использоваться в дальнейшем для регистрации местонахождении материальных ценностей. Кроме того, сведения о подразделениях будут использоваться при вводе данных о работниках.
Нужно указать сведения об ответственных работниках предприятия, данные которых будут использоваться «1С:Бухгалтерией 8» при регистрации хозяйственных операций и автоматическом заполнении печатных форм документов: сведения о руководителе, главном бухгалтере, кассире, материально ответственных лицах (меню «Предприятие» - «Ответственные лица организаций»).
До первого начисления заработной платы нужно внести минимальный набор сведений обо всех остальных работниках предприятия. Для этого в справочник сотрудников организации (меню «Кадры» — «Сотрудники организаций») достаточно внести фамилию, имя, отчество каждого работника, дату его рождения. Сведения о должностях вносятся путем оформления приема на работу (меню «Кадры» — «Прием на работу в организацию»).
Остальной набор сведений о работниках можно вносить по мере необходимости. В частности, перед автоматическим формированием отчетности для инспекции ФНС и персонифицированной отчетности для отделения ПФР в справочник физических лиц для каждого сотрудника необходимо внести паспортные данные, сведения о месте жительства, ИНН, страховом свидетельстве ПФР.
Если «1С:Бухгалтерия 8» внедряется на уже работающем предприятии, то в информационную базу следует ввести сведения, которые будут характеризовать хозяйственное состояние предприятия к моменту начала учета. В частности, нужно ввести перечень учитываемых товарно-материальных ценностей (меню «Предприятие» — «Товары (материалы, продукция, услуги)» — «Номенклатура»). Целесообразно ввести сведения о деловых партнерах предприятия контрагентах (меню «Предприятие» — «Контрагенты») и условиях сотрудничества с ними, хотя эти данные можно вводить и позднее, в процессе регистрации хозяйственных операций документами. Условия сотрудничества с контрагентом указываются в сведениях о договоре с ним, поэтому для каждого контрагента нужно заполнить сведения как минимум об одном договоре.
Начальные остатки по счетам бухгалтерского учета регистрируются путем заполнения документа «Ввод начальных остатков» (меню «Предприятие» — «Ввод начальных остатков»).
Если «1С:Бухгалтерия 8» внедряется на предприятии, где до этого использовались другие бухгалтерские программные продукты фирмы «1С», то целесообразно воспользоваться автоматизированными методиками перехода.
Стартовый помощник
При первом запуске новой информационной базы «1С:Бухгалтерии 8» автоматически запускается «Стартовый помощник» (меню «Справка» - «Стартовый помощник»), который поможет заполнить все основные данные, необходимые для начала работы в программе.
По окончании работы «Стартовый помощник» формирует отчет со всеми произведенными установками и подсказками, как эти установки можно изменить позднее.
Электронное пособие «Быстрое освоение 1С:Бухгалтерии 8»
Электронное пособие «Быстрое освоение 1С:Бухгалтерии 8» (меню «Справка» - «Быстрое освоение 1С:Бухгалтерпи 8») предназначено для тех, кто только начинает знакомиться с программой.
Пособие построено в виде сквозного примера хозяйственной деятельности организации от начала ведения учета до формирования бухгалтерской отчетности. С его помощью можно быстро освоить основные приемы работы с «1С:Бухгалтерией 8».
Демонстрационная база и путеводитель по демонстрационной базе
В состав поставляемого комплекта входит демонстрационная база. В ней ухе введены документы, описывающие хозяйственную деятельность различных организаций. Для более удобной навигации по документам демонстрационной базы предназначен «Путеводитель по демонстрационной базе» (меню «Сервис» - «Дополнительные отчеты и обработки» - «Дополнительные внешние обработки»).
«Путеводитель по демонстрационной базе» содержит ссылки на введенные в демонстрационную базу документы. Ссылки на документы сгруппированы по учетным ситуациям. Документы могут служить образцом ввода учетных данных и служат для освоения программой.
Регистрация фактов хозяйственной деятельности документами
Основным способом регистрации событий хозяйственной деятельности в «1С:Бухгалтерии 8» является ввод документов.
Документы доступны из главного меню программы, где они сгруппированы по видам деятельности предприятия и разделам учета: документы для учета производственной деятельности доступны из меню «Производство», документы для учета операций с денежными средствами - из меню «Банк» и «Касса», документы для регистрации событий с основными средствами - из меню «ОС».
Документ можно записать в информационную базу и провести. Запись в информационную базу без проведения может означать, что документ подготовлен предварительно для регистрации будущих событий хозяйственной деятельности. Для отражения произошедшего события в учете документ следует провести — при этом в информационной базе сформируются записи бухгалтерского и налогового учета и записи в других учетных регистрах.
Перед проведением документа «1С:Бухгалтерия 8» выполняет ряд проверок на полноту и правильность заполнения. Например, документ «Расходный кассовый ордер» не будет проведен, если по данным бухгалтерского учета денежных средств в кассе недостаточно, но такой документ можно будет записать.
Названия документов «1С:Бухгалтерии 8» определены названиями событий хозяйственной деятельности, для регистрации которых они предназначаются. Поэтому, с одной стороны, эти названия могут не совпадать с названиями унифицированных форм первичных документов, утвержденных государственными органами, с другой стороны, один документ «1С:Бухгалтерии 8» может соответствовать сразу нескольким бумажным унифицированным формам — соответственно такой документ можно будет распечатать в нескольких вариантах. Так, документ «Реализация товаров и услуг» (меню «Продажа» — «Реализация товаров и услуг») можно распечатать в следующих вариантах: товарно-транспортная накладная (форма 1-T); акт об оказании услуг (неунифицированная форма); расходная накладная (неунифицированная форма); товарная накладная (форма ТОРГ-12).
Один документ может быть предназначен для регистрации нескольких видов хозяйственных операций. Разным видам операции соответствуют разные наборы вводимых данных и разные правила проведения документа. Например, документ «Реализация товаров и услуг» рассчитан на регистрацию трех видов хозяйственной операции: «продажа, комиссия», «отгрузка без перехода права собственности» и «оборудование». Вид хозяйственной операции следует устанавливать перед началом заполнения документа кнопкой «Операция» командной панели формы документа. Если документом можно зарегистрировать несколько хозяйственных операций, вид операции запрашивается при вводе нового документа. Эта возможность включается/отключается в настройках пользователя (меню «Сервис» - «Настройки пользователя...» - «Запрашивать вид операции при вводе нового документа»).
При изменении вида операции кнопкой «Операция» отображаемая форма документа изменяется.
«1С:Бухгалтерия 8» предоставляет несколько механизмов для ускоренного заполнения документов. Одним из них является механизм ввода на основании, который предоставляет возможность копирования информации из документа одного вида в документ другого вида. С помощью этого механизма, например, можно автоматически заполнить документ «Реализация товаров и услуг» сведениями из документа «Счет на оплату покупателю», ранее записанного в информационную базу. Для быстрого заполнения табличных частей документов используется механизм автозаполнения, запускаемый кнопкой «Заполнить» командной панели, расположенной над табличной частью. Для ввода счетов бухгалтерского и налогового учета, используемых в проводках, а также для ввода других данных используется механизм подстановки по умолчанию.
Панель функций
Альтернативным главному меню способом доступа к документам и другим объектам информационной базы является Панель функций (меню «Справка» - «Панель функций»).
Основные разделы учета (Банк, Касса, Покупка, Продажа и др.) представлены в панели функций в виде схем работы, отражающих последовательность ввода документов в информационную базу.
Из каждого раздела при нажатии на гиперссылку можно перейти в соответствующий список документов или справочник, открыть форму нужного стандартного отчета. Например, при нажатии на гиперссылку «Платежное поручение исходящее» в разделе «Банк», откроется список исходящих платежных поручений, а при нажатии на гиперссылку «Регистрация счетов-фактур на аванс» откроется форма одноименной обработки. Используя гиперссылки «ОСВ по счету 51», «Карточка счета 51», «Анализ счета 51» в разделе «Банк», можно быстро сформировать наиболее используемые в этом разделе учета отчеты.
Такое представление взаимосвязанных документов, обработок, справочников и отчетов может служить «рабочим столом» для бухгалтера, ведущего отдельный участок учета.
При нажатии на кнопку «Настройка» открывается форма настройки, в которой можно указать, какие разделы показывать в панели функций. Для закрытия панели функций нужно в форме настройки снять флаг «Показывать Панель функций».
По кнопке «Советы» можно открыть окно с полезными советами пользователям по работе в программе.
При переходе на закладку «Монитор» панели функций открывается «Монитор бухгалтера», который позволяет оперативно и в удобной форме получать данные по остаткам на расчетных счетах и в кассе, о суммах дебиторской и кредиторской задолженности, о сроках сдачи регламентированной отчетности, а также о сроках уплаты налогов.
Система помощи "Советы"
В «1С:Бухгалтерию 8» включен механизм «Советы» (меню «Справка» - «Советы»). Это полезные советы пользователям, которые помогут зарегистрировать в программе различные хозяйственные операции, создать новый документ, заполнить справочник или сформировать отчет.
Советы, разъясняющие как отразить в программе
хозяйственную операцию, можно открыть непосредственно из документов при их
заполнении или из списка документов нажатием на кнопку в командной панели. Например, из документа «Поступление
товаров и услуг» можно открыть совет «Как оприходовать товар от поставщика».
В каждом совете можно по гиперссылкам переходить к более подробному описанию отдельных операций, а также к другим полезным советам.
Хранение информации в справочниках и регистрах
Данные, которые предполагается многократно использовать, хранятся в справочниках и регистрах сведений информационной базы.
Справочники и регистры доступны к просмотру через главное меню программы, где они сгруппированы по видам хозяйственной деятельности и разделам учета вместе с документами. Справочники и регистры бывает удобнее заполнить предварительно, непосредственно через главное меню. Кроме того, справочники и регистры можно заполнять в процессе ввода документов.
Анализ учетных данных с помощью стандартных отчетов
Записи бухгалтерского и налогового учета (проводки), а также записи в других учетных регистрах, автоматически вносимые в информационную базу при проведении документа, можно затем просмотреть непосредственно из формы документа — для этого следует воспользоваться кнопкой «Дт/Кт» на командной панели формы документа.
Кроме того, учетные записи доступны для непосредственного просмотра из главного меню (меню «Операции» — «Журнал операций», «Журнал проводок (бухгалтерский учет")», «Журнал проводок (налоговый учет)»). Однако в информационную базу работающего предприятия в течение небольшого периода времени будет записываться столь большое количество проводок и других учетных записей, что работа с этими данными путем их непосредственного просмотра будет нерациональна.
Эффективными средствами работы с учетными данными являются стандартные отчеты (меню «Отчеты»). Стандартные отчеты представляют учетные данные в удобном для анализа виде.
Для облегчения текущей бухгалтерской работы предназначен механизм расшифровки.
Так, в процессе подведения итогов отчетного периода бухгалтер может сформировать стандартный отчет оборотно-сальдовая ведомость. Если в данном отчете его заинтересует происхождение оборотов какого-либо счета, то для получения более детальной информации бухгалтер может сформировать стандартный отчет карточка счета, дважды щелкнув мышью по выбранной строке оборотно-сальдовой ведомости. Если же теперь бухгалтера заинтересует происхождение конкретной проводки, то двойным щелчком мыши по записи этой проводки он сможет вывести экранную форму документа, сформировавшего эту проводку.
Подготовка регламентированной отчетности
«1С:Бухгалтерия 8» автоматизирует заполнение регламентированной отчетности — отчетов, утвержденных нормативными документами. К регламентированной отчетности относятся налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, отчеты во внебюджетные социальные фонды, статистические отчеты, различные справки.
Формы регламентированной отчетности доступны через меню «Отчеты» — «Регламентированные отчеты».
Формы регламентированной отчетности периодически изменяются решениями государственных органов. Фирма «1С» отслеживает эти изменения и предоставляет своим пользователям возможность обновления форм регламентированных отчетности в используемых конфигурациях. Для обновления форм используется штатный механизм обновления конфигурации.
«1С:Бухгалтерия 8» заполняет регламентированные отчеты данными, хранящимися в информационной базе и рассчитываемыми на их основе. Подготовленный регламентированный отчет можно сохранить в информационной базе.
Те регламентированные отчеты, для которых такая возможность предусмотрена нормативными документами, могут быть выгружены в электронном виде (то есть в виде компьютерного файла).